Про закон о доступном Интернете

Про закон о доступном Интернете

Вероятно, вы слышали про закон о "доступном интернете". Если нет, то суть примерно в следующем: в январе президент РФ озвучил ряд поручений Федеральному Собранию, в числе них было "обеспечить оказание гражданам на безвозмездной основе услуг связи … для использования отечественных социально значимых интернет-сервисов". В народе это назвали законом о "доступном интернете".


Давайте разберём к чему мы пришли за неполные три месяца:



  • 24 января поручения президента оформили документально и разместили на сайте Кремля, нам тут интересен подпункт "л" пункта №1 и срок его исполнения: до 1 июня 2020 года
  • 12 марта Минкомсвязи разместило проект нормативного правового акта "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона О связи" (сам закон, и собственно 54 статья "Оплата услуг связи")
  • 27 марта проект закона опубликовали (можно скачать), из него мы знаем следующее:
    • Безвозмездно доступ предоставляется только "абонентам-гражданам", то есть физлицам
    • Должен быть некий реестр общественных и государственных сайтов и информационных систем
    • Условия по качеству те же что и у платных услуг
    • Должникам тоже доступно, пока есть действующий договор
    • Доступ только при авторизации через Госуслуги (ЕСИА)
  • 24 марта на РБК появилась статья, где раскрыли немного подробностей. Самое интересное издание вынесло в заголовок: "Минкомсвязь ограничила «бесплатный интернет» сайтами на российском ПО". Правда не пояснили как это будет определяться и проверяться (и будет ли). Из очевидного — проверить заголовки и искать там Nginx. Подходят ли под эти критерии сайты где Nginx выступает фронтом к Apache не ясно.
  • 31 марта Минкомсвязи и "большая пятёрка" задумали эксперимент — дать доступ, собрать статистику и посмотреть что делать дальше. Из текста приказа можно получить еще ряд деталей (впрочем, возможно не все они попадут в итоге в закон "О связи"):
    • Появился перечень ресурсов: первым пунктом ВКонтакте, правда через месяц они должны представить "облегченную" версию без потокового видео или вылетят из списка
    • Он может обновляться раз в неделю или реже (пункт 3.4)
    • Ресурсы разделены на группы
    • Через месяц все ресурсы кроме групп "культура", "образование", "здоровье" и "наука" должны быть заменены на облегчённые версии без потокового видео (пункт 3.7)
    • Востребованность информационного ресурса определяется на основе общедоступных данных о его посещаемости (пункт 2)
    • Для должников скорость всё-таки порежут: максимум 10 Мбит/с, но если тариф по платным услугам предусматривает меньшую скорость — то по тарифу (пункт 3.5, абзац 6)
    • Тестировать будут только на гражданах РФ, физлицах и заключивших договор до даты начала эксперимента: 1 апреля 2020 (пункт 3.5, абзац 2)
    • Целей эксперимента несколько, например убедиться, что граждане смогут беспрепятственно получить необходимую информацию в условиях распространения коронавирусной инфекции (пункт 3.1)
    • Еще планируют проверить техническую возможность и востребованность среди населения (пункт 3.1)
    • Финансов-экономическое показатели тоже упоминают в последнем абзаце пункта 3.1
    • Эксперимент не распространяется на подвижную радиосвязь (пункт 3.5, абзац 3)
    • Проверять будут только на должниках (пункт 3.5, абзац 5)
    • Некие "дополнительные параметры" качества услуги доступного интернета определяет Минкомсвязи, но если по условиям договора они ниже — то применяются условия договора (пункт 3.6)
    • Минкомсязи рекомендует всем участвовать в эксперименте (пункт 4.3)
    • Участники должны до 15 числа ежемесячно предоставлять данные о результатах эксперимента в специальную форму на их сайте, но видимо оставляют возможность отправить все данные за один раз до 15 июля 2020 (пункт 4.1, последний абзац)
    • Обобщить результаты эксперимента до 14 августа (пункт 5)



Можно поучаствовать в эксперименте

Во-первых, можно воспользоваться рекомендацией Минкомсвязи и подать заявку на участие. Ссылку на какую-то специальную форму мы не нашли и 1 апреля уже прошло. Но, возможно, у Вас еще есть шанс: нашли ссылку на общую форму подачи обращений в министерство.

Еще можно обсудить на сайте с проектами законов

Во-вторых, можно зарегистрироваться на госуслугах, если Вас там ещё нет, и поучаствовать в обсуждении по ссылке:

"Серые" методы

На профильных форумах можно поискать обсуждения этого закона. Условно говоря, кто-то предлагает изменить набор услуг и предоставлять вместо доступа к сети интернет — обслуживание порта на коммутаторе или что-то в этом роде.
Но вероятно это решение из "серой зоны". Даже если опустить вопрос о правомерности такого подхода, вероятно этому не обрадуется ни РКН, ни Минсвязи. Тем более это вызовет вопросы, если такой подход будет применяться массово.

Подготовиться технически

Очевидно, что как СОРМ, реестр заблокированных ресурсов, "Яровую" и прочие нормативные акты, закон о "доступном интернете" в обозримом будущем вступит в силу. Остаётся только придумать как реализовать это технически. Это можно будет понять, получив готовый текст закона и рекомендации от Минкомсвязи.

Что будет делать Carbon Soft, чтобы помочь операторам:

  • Пока мы следим за развитием событий и уже планируем дорабатывать стандартные схемы интеграции с оборудованием когда будет больше данных и более детальные нормативные акты.
  • Вероятней всего используем уже существующий функционал и что-то доработаем:
    • ACL будут наполняться выгрузками с реестра для отправки на маршрутизаторы и пополнения листа льготных сетей чтобы не учитывать этот трафик для помегабайтной оплаты (так или иначе, ресурсы же бесплатные).
    • Придумаем как интегрировать доступ к ресурсам в фаерволе (из того что известно на текущий момент пока все звучит реалистично).
    • Надеемся, что реестр позволит выгружать списки автоматический, как это делает РКН чтобы минимизировать ручную работу.
    • Конечно же напишем автоматические тесты и будем оповещать, если что-то пойдет не так.



Даже в больших городах еще есть участки куда ШПД по кабелю не протянули и доступен только мобильный или спутниковый интернет. Предоставить доступ на тарифной скорости хотя бы к урезанной версии ВКонтакте было бы для операторов, обслуживающих эти сети, весьма накладно.
Вряд ли авторы законопроекта сознательно проигнорировали тот факт, что есть сети с помегабайтной оплатой, ведь для "мобильных абонентов" в эксперименте они сделали исключение. Вероятно, просто упустили этот момент.

Поэтому,​ если Вы среди спутниковых операторов или по какой-то другой причине предоставляете абонентам лимитированный интернет,​ включайтесь в работу по обсуждению закона.

Среди наших клиентов