Опыт использования Carbon Billing 5 от интернет-провайдера ООО «Сокол Телеком»

Опыт использования Carbon Billing 5 от интернет-провайдера ООО «Сокол Телеком»

Сайт заказчика — http://sokol-internet.ru

Николай Смертин, технический директор.

Информация о проекте

Внедрение биллинга март — май 2015г. В коммерческой эксплуатации 2 года 6 месяцев по состоянию на 03.11.2017.

Несколько тысяч абонентов.

Процесс внедрения и опыт использования

Как пришли к тому, что Вам два с половиной года назад понадобился биллинг?

Пришли так — мы пользовались самописной системой с абсолютно идиотским методом расчёта. Метод расчета заключался во взимании платы вперед, в том числе за неиспользованные периоды. В общем, программист уехал за границу, который писал систему, поэтому вариантов доработки не было.

Начали искать активно другую биллинговую систему. Параллельно решили перейти на ISG авторизацию на своих Циско. Из систем, которые отвечали нашим требованиям 3 года назад это был Carbon Billing 5 и Гидра.

То есть Вы выбирали из двух биллингов? По каким параметрам подошел именно Carbon Billing? На что обращали внимание? Какие критерии?

Во-первых, обратили внимание на то, что биллинг установлен на нашем сервере и мы не зависим от каких-то облачных решений и поставщиков, которые не понятно где находятся, не понятно где висят, от доступа к ним и так далее.

Второе, это, конечно, цена интеграции, которая в Carbon’е подкупила очень сильно. Как минимум, если помните, Вы нам его интегрировали бесплатно, а Гидра попросила. Цена вроде не очень была большая, порядка 50 т.р. Но по факту, когда выслали тех.задание, цена выросла в 3-4 раза. Это был второй момент, который, всё-таки в пользу Carbon’а.

И третий момент, всё-таки, мы с вами находимся в одном городе и, по крайней мере, можем приехать если надо и посмотреть в ваши честные глаза =). В любом случае, с разработчиками, которые здесь, проще работать. Быстро идёт и документальный обмен и действительно, думаю, если какая-нибудь серьезная проблема возникнет – к счастью у нас таких не возникало – относительно быстро вы их решали. Не больше 3-4 часов независимо даже от уровня поддержки. Проблемы были критичные, но ни разу не затягивали.

Понимаете, разработчик, с которым мы работали до этого, мы его видели, могли ему, например, сервер привезти или ещё что-то. Соответственно, уйти на решение, которое в Москве, Новосибирске или ещё где-нибудь страшновато было для нас.

Как бы, это вот основное, что сподвигло всё-таки перейти на Carbon.

А по поводу стоимости решения? Хотелось бы раскрыть в интервью, т.к. потенциальные заказчики часто опасаются, что во время или после внедрения, разработчики могут выкручивать руки, появляются дополнительные статьи расходов, цена договора увеличивается. В Carbon Soft, как Вы знаете, такого нет.

Это абсолютно чистая правда. Мы не потратили ни копейки, кроме той цены абоненсткой платы, которая стояла в договоре. Не заплатили больше ни разу. При этом большая часть наших хотелок реально была выполнена. Мы, понятное дело, не говорим про доработку CRM, которая как бы к биллингу отношения не имеет – она у вас так и не доработана. Ни система технического учета, ни система внутрикорпоративного взаимодействия к сожалению.

Всё, что касалось именно биллинга, оно было сделано – и хотспот и ISG до ума довели и IPTV портал нам внедрили и все платёжные системы, которые мы просили, они были внедрены очень быстро, и при этом бесплатно.

А внедрение как проходило? По срокам? Всё ли шло так, как рассчитывали? Миграция базы как проходила? И другие подводные камни.

Базу мы не мигрировали. У нас две системы какое-то время работали одновременно и всех абонентов переносили вручную, и ещё договор с ними перезаключали. У нас их не очень много, абонентская база три с небольшим тысяч абонентов и не сложно было перенести. Плюс, каждого клиента, которого переносили, его параллельно обзванивали, объясняли ему, что у него методика расчета изменилась принципиально. Теперь он может платить фактически посуточно до момента блокировки. Кстати, ARPU (прим. Средняя выручка на абонента) вырос в среднем, причем очень сильно за счет дополнительных услуг.

Во-первых, с внедрением Carbon Billing, мы начали собирать деньги за сервисы, за которые раньше не собирали, например, IPTV портал. Дальше, с внедрением Carbon’a мы смогли полноценно работать с Рентсофтом (прим. сервис по продаже программ для абонентов), что раньше было недоступно. И с внедрением мы смогли предлагать комбинированные тарифные планы, т.е. антивирусы, IPTV и интернет, что тоже раньше было недоступно. И это всё автоматически и всё очень удобно и хорошо.

Из подводных камней – кошмарные обновления, если бы не они, было бы вообще всё в шоколаде. В процессе эксплуатации они нам жить мешают. Мы не понимаем почему так происходит, у нас вроде, и ветка master (прим. стабильная версия, подходящая для эксплуатации после внедрения) и вроде как тестируется у вас всё 20 раз. Но, тем не менее, ни одного успешного обновления ещё не было. Это вот то, что из минусов.

Но опять же, повторюсь, если что-то критичное, проблема решается очень быстро, независимо от SLA. Очень быстро, вот прямо махом. Если что-то отражается на сервисе нашей компании в целом, в любое время – на выходных, ночью, утром, в праздник, в любом случае – специалисты Carbon’a помогают.

При интеграции внедрялись долго, это было давно. Внедрялись долго за счёт того, что у нас были 3 платёжные системы, с которыми на тот момент Carbon Billing не работал, и мы не могли запустить его в продакшн пока эти платёжные системы не будут добавлены. Причём из них одна работала не по OSMP-шному протоколу, поэтому это немного оттянуло, это первое было. Второе, когда мы внедряли Carbon, на тот момент не было у вас ISG модуля как такового, и его фактически писали под нас и это не могло не радовать – Carbon обещал и Carbon сделал.

В итоге он всё-таки заработал. Сейчас работает уже на 3-х наших сетях, причём очень успешно, очень хорошо – везде Циски, все управляются, все довели до ума.

По времени сколько внедряли?

По времени где-то три месяца. Учитывая, что мы делали миграцию, это долго так как на чистую систему забивали абонентов с нуля. То есть мы не мигрировали ни абонентов, ни тарифные планы, ни балансы. Но вот это ISG, которое писалось под нас, если бы оно было. Если бы мы, например, интегрировались на 3 месяца позже, то интеграция вообще бы за неделю прошла. Всё, что было в Carbon’е кроме этого модуля, оно всё работало, что уж говорить то. Оно и сейчас работает.

Дальнейшие планы по использованию биллинга какие? Например, функционал, который есть, но Вы еще не используете, или может есть пожелания по развитию?

По дальнейшему использованию сказать сложно чего нам не хватает на текущий момент. Потому, что как мне кажется, хватает всего. Всё работает, всё отлично.
Из того, чтобы хотелось – хотелось какого-нибудь модуля интеграции с Астериском.

Интеграция с Астериском есть.
Я не про управление Астериском, я про то, чтобы, например, Астериск передавал в биллинг информацию о карточке абонента. Может в Вашем PBX это есть?

Нет, мы заморозили этот проект.
Также не мешало бы доработать личный кабинет. Не знаю, планируете ли Вы менять, может поменять платформу на что-нибудь другое, уйти с вордпресса.

А что не так с ЛК?
Всё так, так просто обновлений хочется. Чтобы было более красиво, более наглядно.

Это же вордпресс, найдите фрилансера, он Вам переделает личный кабинет.
Про это не знали и не занимались. То есть если возможно, то круто.

У ЛК открытый код, пожалуйста, меняйте под свой вкус.
Тогда ладно. Тогда вообще сложно сказать что в биллинге не хватает. Как говорил – не хватает стабильности при обновлениях. Вот единственное.

Хотя знаете, что ещё не хватает — не хватает понятной системы мониторинга. Или, может быть, доступа в какую-нибудь систему мониторинга для управления сервером.

Подробней?
К примеру, у нас раза 3 возникала проблема – биллинг сырой статистикой забивал место на жёстком диске и при этом отпадывал RADIUS. И ваш мониторинг не предупреждал о том, что место заканчивается. То есть вроде всё работает, работает, работает – бах, всё отпало.

Да, была такая проблема, с местом на диске из-за сырой статистики.
Не знаю, её решили или не решили?

Решили. Во-первых, мониторинг стал реагировать на неё заранее. Во-вторых, сейчас собирается только нужная статистика, а «мусор» не хранится и место не забивается. Такой проблемы не будет в будущем.
Ну вот, одна проблема была и то решили уже. Ещё хотелось бы чтобы ваш мониторинг мониторил сервисы запущенные в биллинге – как минимум, ответ/не ответ радиуса, ответ/не ответ dhcp. Кто-то кому-то адрес не выдал, кто-то кому-то авторизацию не дал. Не знаю, конечно, может радиус просто так отвалиться или нет, он у нас падал только при переполнении статистики. Но вот если такие, совсем критичные моменты будут мониториться – будет здорово.

А так проблемы с Carbon’ом – их намного меньше стало и они только связаны с обновлениями. Просто так чтобы биллинг перестал работать, что-то где-то насчитал не туда, такого нет. Конечно, такого не было.

То есть, если резюмировать, результатом довольны? Считаете проект прибыльным?

Однозначно, результатом довольны. Однозначно будем пользоваться. Ещё полтора года назад у нас была мысль – переходить на какое-нибудь другое решение. Но в тот период было какое-то огромное количество обновлений – прямо был такой этап у вас развития. Обновления выходили чуть ли не каждую неделю и чуть-ли не каждую неделю у нас всё ломалось. Но сейчас такой проблемы нет, поэтому, менять отлаженную систему, настроенную под нас, абсолютно конкурентоспособную даже по цене, не планируем. Не просто конкурентоспособна, но и значительно выигрывающую по цене, то есть мы вам платим, если не ошибаюсь XXXXX рублей, за такие деньги программиста своего точно не нанять. Даже не то, что программиста, даже фрилансера, который бы мониторил сервер с биллингом, просто нереально. Я уж молчу про то, чтобы содержать и обслуживать какую-то свою систему.

Что касаемо конкурентов, ну я не знаю. По отзывам даже в интернете почитать, у всех одни болячки и как бы Carbon нас в плане оперативности даже на проблемы устраивает более чем. Поэтому можем однозначно рекомендовать как хорошую, качественную биллинговую систему.

За два года Carbon Billing вырос очень сильно. Вырос очень сильно из, может быть, даже сыроватого продукта два года назад. Сейчас это хорошее, надёжное решение.

Повторюсь, сейчас это хорошее, надёжное решение, проблем с Carbon’ом нет. Намерений менять биллинг нет. Выручка с Carbon’ом растет потому что, как я уже говорил, любые наши хотелки, любые наши маркетинговые ходы, их реализовать — это два щелчка мышки.

Из идей, ещё знаете, прикольно, есть у нашего конкурента – у них есть телеграмм и вайбер-бот связанные с биллингом непосредственно. Вот если это будет внедрено, вообще будет классно.

Не поверите, внедряем в данный момент.
Ну вот, видите, как будет круто. Если будет как модуль интегрировано с биллингом – будет здорово, самим писать такой модуль не очень хочется. То есть это нужно, мы сами уже задумывались, стоит ли это делать самостоятельно. Но раз уж Вы делаете, то это будет ещё одно ваше неоспоримое преимущество.

Ещё было бы круто реализовать оплату напрямую через биллинг от абонентов, чтобы не переходить в разные платёжные системы.

У меня по вопросам все, большое спасибо за разговор.
Вам спасибо, очень рады, что выбрали Carbon Billing, а не какое-то другое решение. На самом деле намного проще, намного комфортнее работать стало.

Комментарий от сотрудника Сarbon Soft Антона Клинских, проводившего внедрение.

Мы реализовали следующее:

  1. Обновили драйвера ядра Linux для установки на современное железо клиента.
  2. Настроили биллинг и DHCP сервер для выдачи адресов по opt82, протестировали на стенде клиента.
  3. Подготовили и проверили управляющие команды по RADIUS COA для Cisco:
    • авторизация IPoE + Radius + opt82;
    • редирект при отрицательном балансе абонента;
    • редирект административно-заблокированных абонентов;
    • отмена редиректа при оплате;
    • смена скорости без переподключения в реальном времени.
  4. Доработали биллинг для возможности отправки burst политик на оборудование.

Спасибо, что выбрали Carbon Billing 5!

Среди наших клиентов